ШКОЛА. ИСКУССТВ. Го. И. Вейчи **СТОЖАР**

мая 16, 2008

ПРО ГО

Про Го
Заметки анонима
Пишет Маtриtса ( amarr) го 4k(gs)
Найдено: http://amarr.livejournal.com/120735.html#cutid1


Представления о го меняются даже чаще, чем индекс рейтинга. Во всяком случае - теперь.
Как я уже пояснял ранее, знающий правила игры го, играет примерно в силу 35кю. Развитие навыков игры происходит (мне кажется) примерно по такому сценарию:
35кю-25кю. Полный хаос. Игрок, еще не обладая элементарными знаниями системы (игровое поле и камни) решает вопросы жизни и смерти групп в тактических схватках.
25кю-17кю. Хаос, но не полный. У игрока складывается некоторое понимание игры. На этой стадии уже вовсю можно наблюдать взаимодействие двух интеллектов. Тем не менее действительных знаний еще очень мало. Ключевое значение здесь имеет опыт игры. Продвижение на этой стадии идет довольно быстро.
17кю-14кю. К этому моменту очень важна становится тактика. Примерно на 14кю существует серьезный барьер для дальнейшего продвижения. Дело в том, что из за недостатка тактических навыков, не удается воплощать свои стратегические замыслы. Игрок уже не может обходиться без подсчета дамэ, оценки статуса группы (группа может быть живой, мертвой, неопределенной, условно живой и др.). Любая книжка по го, прочитанная игроком в этот период, усиливает его игру на 1-2кю.
14кю-10кю. К 10кю приходит понимание того, что соперник не полный идиот. Необходимо хорошо понимать что именно он делает и зачем. Тактические навыки уже отточены - здесь значение имеет уже каждое "кю". Если 22кю и 23кю - это примерно одно и то же, то 13кю и 12кю - это разные вещи.
Игрок уже может быть уверен в некоторых своих построениях, связях. Начинает появляться стратегия. Возникают сложные сэмэаи. Где-то впереди брезжит понимание дзесеки.
9кю. Важный этап. Игрок уже понимает важность каждого хода. Важное понятие здесь - сентэ/готэ. Становятся очевидными многие стратегические моменты. Игроки просчитывают некоторые ситуации на несколько ходов вперед.
Игроки 9-го кю очень разношерстные. Попадаются стратеги, ничего не смыслящие в тактике; тактики, проигрывающие в результате по очкам и т.п. Дальнейший рост осуществляется гораздо медленнее, чем до этого. Необходимо "подтягивать хвосты" - получать как можно более разносторонние знания о разных аспектах го. Возможно, начинает иметь смысл наблюдать партии более сильных игроков.
8кю. Игрок обычно уже имеет некоторое свое понимание фусеки. Играют уже донельзя серьезно. Каждая партия - как жизнь. Ключевое значение начинает играть стратегия. С усложнением продвижения в силе игры, понимание разницы этой силы осознается и коми становится, наконец, значимым. Невозможный накал страстей в каждой партии. И все же встречаются еще глупые ошибки, зевки, тенуки в ответ на кикаси и др.
7кю. Адзи, миаи, оки, фурикавари и, конечно, сентэ-сентэ-сентэ - стратегия уже играет решающую роль в партии. Хитрости творятся на доске неимоверные. Коварно убиваются огромные группы. Многие игроки к этому моменту уже изучают го. В углах разыгрываются дзесеки. Игра становится очень многоплановой. Становится необходимым прицениваться к результату партии еще до ее завершения.
6кю. На этом этапе одна серьезная (а то и несерьезная) ошибка, например, в длинном сэмэае, может проиграть всю партию. При примерно одинаковом наборе общих знаний об игре (у двух играющих 6-х кю) большое значение приобретает внимательность и концентрация. Игра становится очень точной. Даже при выигрышной (по стравнению с противником) стратегии, придется немало потрудиться чтобы результат получился соответствующим. Очень важно тут рэйсей.

впрочем, написаное выше, наверное неправда. Каждый играющий по своему преодолевает эти этапы. И в этом тоже свое очарование. Соперники, бывает, встречаются разные-разные...

За время игры на кгсе с сентября по сейчас, я с 8-го стал 5-м кю. Это не медленно и не быстро. врубы происходят волнообразно. Это чувствуется и видно по статистике сыграных партий. Сейчас мне кажется все простым и я чаще выигрываю (у меня уже бывало такое). Однако, говорят, с 4-го - 3-го кю начинается серьезная игра... Я в предвкушении.
Как иногда прекрасно думают люди, в нее играющие ! Такое бывает ощущение, что они знают что-то, чего я не знаю. И не поймешь в чем тут дело - что это за знание такое.
Понятное дело, что знание тактики, умение просчитать сэмэай, точность теннуки, базовое понимание стратегии и т.п. "разделы" го, по сути, описывают лишь разные углы, под которыми можно глядеть на гобан.
У меня вот лично, с этой игрой дежа-вю (распространенное, кстати, явление). Ну, или, например, мне кажется, что я играл в нее в прошлой жизни там...
Го для меня - это просто подарок судьбы. Очень много разных простых мудростей на примере го осознаЕшь. Го - сокровищница. Уже очень много я подчерпнул из нее, а она пока и не думает иссякать. Так что я всем рекомендую.
Вообще-то я не советую заморачиваться серьезно. Попробуйте сначала поиграть с компьютером на поле 9*9 , чтобы понять в чем суть.
Фишка в том, что ходить можно в любое место доски. Партии профессионалов транслируются - учись не хочу.
А цеплялка такая: доска квадратная камни круглые, окружены - снимаем. кто на доску больше камней поставит ? По китайским правилам подсчета очков если, то игра об этом.*
А как я вам скажу бывает прекрасно посредством го пообщаться... Оказывается играют в го очень умные, мудрые, внимательные существа. У таких просто не выиграешь. Приходится выигрывать сложно (шутка).
Вроде решил я каждое кю про го что-нибудь сюда писать. Вот только УЖЕ наблюдаются проблемы с этим. Дело в том, что написать можно вообще много про что. Го сильно помогает, например, потому как элементарно применимо в жизни начиная, мне кажется, примерно с 17кю, а то и раньше. И дело не в том, что ты от го умней становишься или т.п., а просто очень здорово это - в го играть. Сыграть одну серьезную партию - это эмоционально равноценно просмотру хорошего фильма. И в этих фильмах иногда показывают интересные вещи. Как про меня фильм - думаешь... Но это-то и понятно.

----
* как я понял общеприняты сейчас японские правила подсчета очков. разница в очках в разных системах подсчета может составлять 0.5-1.5 очков, но в редких случаях больше.
Locations of visitors to this page
  • Портал увлекательных статей
  • ПАРТНЕРСКИЕ ССЫЛКИ